понедельник, 1 ноября 2010 г.

Размышления

Размышления на тему: «Нужна ли нам критика и как ее приподнести?»
Свое отношение к критике я уже не раз озвучивала – критике должно быть место! И самокритике тем более! Критика помогает нам расти, совершенствоваться и становиться лучше.
А вернуться к этой теме и услышать мнение других захотелось вот почему. На недавно открытом для меня мною)))звучит, да? Сайте Тильдомания был обьявлен конкурс «Пестрые лоскутки». Прием работ уже завершен и работы выставлены на всеобщее обозрение. И вот сегодня среди прочих комментариев появился один, который уж ооочень отличался от остальных. Автора комментария обвиняют в неэтичности, поскольку он наводит критику как на сами работы так и на не соответствие правилам некоторых работ, что не учитывалось при отборе работ для данного конкурса. Возможно автор был излишне возбужден и пылок в своих высказываниях, но есть или нет доли правды в его мнении? Имеет ли его мнение право быть и быть услышанным?
От себя приведу пару жизненных ситуаций для размышления)
Когда я училась в школе, у нас была очень активная девочка с громким голосом и просто невероятным фонтаном энергии. Ни слуху, ни голосу у девочки не было, но она участвовала во всех концертах, на всех линейках школы – потому что остальных тяжело было заставить (по их словам они не хотели позориться), потому что таланты на дороге не валяются и т.д. и т.п. Когда кто-то мягко пытался намекнуть о том, что девочке не стоит потакать, не стоит оттаптывать другим уши- его просили помолчать. Ведь это так грубо! Это не этично! Хочется ребенку петь, пускай поет! Она же так старается! Вкладывает в каждое выступление свою душу! Да, это было действительно так. Девочка старалась, сияла от апплодисментов и прошло совсем не много времени как она стала мнить себя большим специалистом в области вокала. На моих глазах она заявила мальчику с чудеснейшим голосом (можете мне поверить, у меня за плечами музшкола)- что он ноль без палочки и нечего ему делать на ЕЕ сцене… Больше мальчик не пел. А девочка выросла, купаясь в лучах ни чем не оправданной славы. И пошла поступать - «отточить свой голос образованием». Вот тут то и подкралась не заметно критика… Девушке достаточно популярно обьяснили, что профессию она выбрала явно не свою. И все бы ни чего, но! Более ее нет в живых…она спилась и умерла… Продолжая свято верить что у нее не талант, талантище!!! И ее просто подрезали конкуренты…
Я в школе веду кружок рукоделия. Дети - как зеркало нашей жизни отражают все и в достаточно ярком и быстром свете)) Мои девочки шьют не очень хорошо. Многие даже нитку в иголку вдеть не могут. Спешат, шьют не аккуратно. На первом же занятии передо мной встала дилема: если не хвалить, им станет не интересно и они больше не придут. Если хвалить, они расслабляются и почивают на лаврах))) Пришлось искать золотую середину)))
Так вот, я к чему, мне кажется, что питать в других иллюзии это просто бесчеловечно и по отношению к другим, и по отношению к самому человеку. С другой стороны, не стоит затаптывать желания познания различных видов деятельности. Это очень тонкая грань, ясное дело, но попытаться то стоит. В этом отношении мне нравится один из форумов на котором тусуется муж, фотограф любитель. Там админы не шутят. И если человек пишет что-то из разряда: «Вчера купил крутую мобилку. Ходил фотал все подряд. Народ сказал что это клёво, так что я решил в конкурсе поучаствовать» А на деле ни композицией, ни смыслом, ни качеством его снимки не пахнут (не потому что мобилка плоха..). Таких «фотографов »банят на определенный срок и не допускают до конкурсов. Не допускают и тех, кто не выполнил даже одно из условий конкурса. Считается что это НЕ уважение к устроителям конкурса! В общем очень строго. И странное дело – те кто вчера был на расслабоне, сегодня подтянулся, стал более внимателен к снимкам которые делает. В общем прогресс на лицо. Критика там из любителя делает профи! Сайт где казалось бы столь жесткие правила разрастается, становится все более престижным и похвала там действительно ценна!
А вот когда дело начинает касаться рукодельниц… все уходит во мрак! Критику не приемлют. Бывает хвалят то, что требует много-много часов доработки и наработки опыта. Не хвалят действительно хорошие работы (не хаят правда тоже).
В этом конкурсе лично я не участвовала по причине своей самокритики… Когда его обьявили, так стало радостно))ура!!! Это шанс выиграть хоть клаптик хорошей тканьки. Потом пришло уныние - я ни когда в жизни не шила пэчворк!!! Потом отчаяние… слезы… и как итог – я, просто собрав волю в кулак решила, что не готова. Мне не хватает опыта для участия в подобном конкурсе. Мне не хватает умения и материала, воплотить задуманное. Пускай побеждают сильнейшие, а мне стоит набраться опыта. Именно для пополнения своего опыта я и пошла смотреть галерею работ.
А как к критике относитесь вы? Присутствует ли в вас здоровая самокритика и как она помогает вам двигаться дальше?

7 комментариев:

  1. Очень интересная и многогранная тема)
    Скажу чесно, критику я не очень люблю. Ну тут свойство характера доминирует, овен всетаки. А если серьезно, считаю, что критика нужна. Но не такая -ваша работа плохая, вам лучше заняться чем-то другим, а конструктивная, с толковыми советами и обоснованными претензиями (ну не совсем это слово, не могу придумать как лучше сказать). Мне очень нравится, когда не просто оценивают мои работы, а дают советы: здесь вот лучше сделать так, а вот тут стоит подумать нужны ли эти детали. Что-то в таком ключе. Не люблю резких замечаний, нужно быть большим спецом и непревзойденным мастером, чтобы критиковать чужые работы и указывать, что правильно, а что нет. Это своебразная ответственность, я считаю. А вот дельный совет еще никому и никогда не мешал. Когда первая работа в новой тебе технике получается не очень, еще не повод губить стремление на корню, а вот если это двадцатый, тридцатый "шедевр"...хм...вопрос?
    И еще не люблю высказываний типа, если нет материалов хорошего качества, то не стоит и браться за такую работу. Мол нужно выждать время, купить соответствующие компоненты и уж тогда....
    Вот как-то так)))

    ОтветитьУдалить
  2. Надя, очень интересно и правильно ты пишешь, полностью с тобой согласна и понимаю твою позицию. Вот мой пример: я преподаватель музыкальной школы, по классу сольфеджио. Такие времена, что принимаем мы всех подряд, иначе останемся без часов и зарплаты. Приходят дети и такие, которым мишутка наступил на ушки. И тут ты права насчет золотой середины - надо одобрять и поддерживать те может быть крупицы хорошего, которые человек "заработал" своим трудом, то есть у кого налицо какой-либо прогресс в развитии, а иначе вообще всех и сразу можно разогнать.
    Про блоги: я прихожу в рукодельные блоги учиться новому, набираться опыта, и рада любым комментариям...только не пишут когда что-то плохо! иногда я и сама знаю где что плохо, прошу совета или подсказки.
    А зря ты не участвовала в конкурсе - если бы все были так идеальны и самодостаточны, было бы неинтересны. И еще часто в блогах я ищу идеи, и пусть у кого-то что-то кривовато, но зато может замысел интересный, или техника какая-то новая и необычная.

    ОтветитьУдалить
  3. К критике отношусь терпимо, но только в тех случаях, когда прошу сама об этом. У меня есть узкий круг подружек-рукодельниц, с которыми я советуюсь по определенным вопросам. Ведь не всегда самой удается адекватно оценить свою работу. И прежде чем сделать что-то, особенно самопридуманное (не важно, что части этого чего-то известные дизайны или идеи), стараюсь показать своим подружкам и выслушать их мнение. Не факт, что я сделаю так, как они сказали на 100%. Но что одна голова хорошо, а пара-тройка - лучше - это несомненно! Частенько придумываю и делаю всё сама,без комментариев. И не всегда это получается идеально... Но совершенству нет предела, поэтому стараюсь в следующий раз сделать лучше и аккуратнее...
    Недавно прочитала дискуссию в блогах почти на эту же тему, и хочу сказать, что многое из сказанного там вызвало у меня бурю негодования. Можно критиковать работы других рукодельниц, но ТОЛЬКО , если тебя об этом просят! А просто зайти в блог и сказать хозяйке, что всё сделанное ею - фигня, и тканьки не те, и ниточки хромают, и цвета подобраны на мой вкус не так - это просто верх свинства! Мало того, что у всех РАЗНЫЕ финансовые условия, у нас еще и РАЗНЫЕ вкусовые пристрастия! Да, много из того, что я вижу на форумах и в блогах, мне не нравится, но это не моё дело! Нет у меня никакого морального права охаять уже сделанную работу...Ведь человек уже вложил в неё душу, время, средства и свои чувства! Для меня главное, что человек получил от этого удовольствие!
    А в приведённом тобою примере, ситуация,мне кажется, немножко другая... Человеческие взаимоотношения - это сложная область... И так сразу сказать, что если бы той девочке вовремя сказали, что у неё нет слуха-голоса, то она бы не спилась и не покинула этот мир, нельзя(я, вообще-то, по жизни, фаталистка). Поэтому считаю, что нам всем в жизни уготована определенная судьба... И все наши попытки изменить её тоже предначертаны... Но, это ни в коем случае не оправдывает хамство, снобизм и нежелание совершенствоваться.
    И подвожу итог моего словоблудства: я - ЗА деликатную критику, когда тебя об этом просят!

    ОтветитьУдалить
  4. Надя!!!! я дала себе "железное слово" не писать комменты под подобными постами.. более того, даже не читать такие посты.. Но из моей любви к тебе прочитала.. и даже вот писать начала :)
    Буду говорить о себе.. что я поняла в последнее время (хотя подозревала давнооо) не люблю критику.. мне ближе вариант Тани-Плюшки - спросить у двух-трех надежных подруг-рукодельниц (читай: у одной сестры-рукодельницы-перфекционистки) и принять свое решение (и не факт что я прислушаюсь!!!) Критика меня обижает, задевает, настраивает на агрессию.. Да я мало пишу комментов, мне много что нравится.. но я многого и не понимаю в рукоделии.. не доросла еще может..
    По поводу своих работ - да знаю я сама где и что у меня не так, и если я показываю в блоге то уже настроена НЕ на критику.. кому не нравится может не писать.. :)))
    хотя бывает, что критические замечания от некоторых блогоподружек я воспринимаю хорошо, срабатывает интуиция что ли, мне просто по виртуальному блогообщению человек приятен и все!..
    ну вообщем както так.. по поводу конкурса, кстати (тоже чуть тусуюсь на том форуме) на предыдущий конкурс принцесс работы были гораздо интереснее и приятнее мне, как зрителю.. хотя и тут есть симпатичные.. ну посмотрим что скажет "суд" :))
    :) целую и обнимаю (тебе критиковать меня можно)
    о! пришла идея, может в блге вывесить на панели список: "блогоподружки, которым можно и нужно меня критиковать!".. шутка :)))

    ОтветитьУдалить
  5. Кстати, тут меня в реальной жизни некоторые события натолкнули на мысль.. не умею я общаться :))) в смысле не тот тон, интонации.. часто вроде как в шутку говорючто то, а человеку (по глазам вижу) не совсем понятно и приятно..
    теперь суть: как научиться молчать? и быть всегда вежливой и нежной?..
    хотя бы с самыми близкими и любимыми...

    ОтветитьУдалить
  6. Интересную ты тему Надюшка подняла :)
    Критика нам всем время от времени нужна, но только конструктивная, с объяснениями "а почему?" и "а как лучше?" и критиковать не цветовую гамму (ведь каждому своё)а скорее технику исполнения... и это может даже не критика, а подсказка как сделать быстрее и удобнее :)
    И еще возмущает когда критикуют человека, а не его поступок или дело... Легче всего сказать - ты никто...
    вот как-то так... Совсем без критики тоже нельзя...тогда шедевров не получится :)

    ОтветитьУдалить
  7. Девочки, большое спасибо что написали свое мнение по столь болезненному вопросу))) Знаете, планировала шире развить данную тему, после ваших высказываний, но набрела на подобную темку здесь http://marinasatt.blogspot.com/ автор статей про критику мне оказался очень близок по духу)) лучше чем она я наверно уже не скажу! Так что, кто еще не видел- не читал, загляните- это мнение наталкивает на размышления!
    Оля, Омар- сама как и ты иногда по глазам вижу непонимание))) из ситуации обычно выкручиваюсь шуткой- ну я с утра такая сегодня вся потерянная, да и тараканы в голове забегались))) улыбка сочувственно-понимающая- и инциндент исчерпан.
    /тебя конечно посчитают сумащедшей белой вороной, но так приятно осознавать свою особенность))))))/
    еще раз всем- спасибо!!!

    ОтветитьУдалить